Шрифт
Размер
Интервал
Вы находитесь здесь? Ашберн
Приветствуем

Мы создали замечательный портал специально для Вас!

  1. Выслать повторно
Забыли пароль?

Мы поможем Вам восстановить доступ к Вашему личному кабинету

  1. Введите Ваш логин или адрес почты от личного кабинета

  2. На номер телефона +X (XXX) XXX- было выслано SMS подтверждение

    Выслать повторно

Роже Вадим. Француз с русским шармом

Ну, вот если бы вы увидели в титрах фильма: «Режиссер Вадим Племянников» – что бы вы подумали? Наверняка, что это имя молодого неизвестного режиссера. А если бы было написано: Роже Вадим? О, да как же, знаем, это мэтр французского кинематографа, режиссер эпохи французской новой волны! А между тем это один и тот же человек. Недаром его фильмы, на которые толпами ломились неискушенные зрители СССР, были проникнуты какой-то русскостью вперемешку с французским шармом. Ну, или нам так казалось тогда. Впрочем, он и сам называл себя «русским французом». И жил соответственно.

Огранить бриллиант

Недоброжелатели за глаза злобствовали и говорили, что «никакой он не великий режиссер», а просто «соблазнитель лучших девственниц мирового кинематографа». И вообще: «Да откуда он такой взялся?!»

Он родился в состоятельной семье. Отец – русский белоэмигрант и французский дипломат, уроженец Киева Игорь Николаевич Племянников, мать – актриса Мария-Антуанетта Ардилуз. Детство Вадим Племянников провел в Египте и в Турции, куда отца отправляли с дипломатическими миссиями. Но в 33 года его не стало, и мать решила, что они с сыном должны вернуться домой – сначала на юг Франции, а после окончания Второй мировой – в Париж.

Сначала он учился в привилегированной закрытой школе для мальчиков, куда его отправила мать. А потом, стремясь определиться с профессией, стал менять лицеи один за другим. В результате решил изучать общественные науки, стал бакалавром. Но манил его театр. Пошел изучать актерское мастерство, стал выходить на сцену в небольших ролях. Русская длинная фамилия никак не подходила для театральных афиш. Поэкспериментировав немного с буквами, Вадим Игоревич Племянников превратился в Роже Вадима.

Но вскоре в театре ему стало тесно, и он решил заняться литературой, засел за написание романа. Представился случай, и он показал свои «вирши» Андре Жиду, великому прозаику и драматургу, лауреату Нобелевской премии по литературе. Мэтр раскритиковал молодого автора в пух и прах. Зато познакомил его с маститым режиссером Марком Аллегре. Так Роже Вадим пришел в кино, став сначала ассистентом режиссера, а потом и соавтором сценария.

Для фильма, который задумал Марк Аллегре, долго не удавалось найти главную героиню. Нашел Роже Вадим – и не где-нибудь, а на обложке журнала «Эль». Там красовалась 15-летняя нимфетка, ее звали Брижит Бардо. Никто тогда не знал эту девочку из добропорядочной парижской семьи. Да и на обложку-то она попала случайно. Идя против воли родителей, грезила кино, вот и подвизалась в роли фотомодели. Они-то мечтали, что она подрастет и выйдет замуж за банкира. Ну, или какого-нибудь крупного промышленника или министра.

Брижит пришла домой к Марку Аллегре на кинопробы – не одна, со строгой мамой. В гостиной, вытянув ноги на полкомнаты, сидел Роже: волосы нестриженые, какая-то рубашка в клетку, брюки мятые, курит как паровоз – маме он сразу не понравился, одно слово – киношник, что с него взять? Но как там пишут в романах? Между Брижит и Роже пробежала искра.

Он сразу решил на ней жениться, но ухаживать пришлось три года, пока Брижит не исполнилось восемнадцать. Ему пришлось немало потрудиться, чтобы понравиться ее родителям и они дали согласие на брак. Он даже рассказал им семейную легенду (то ли вымышленную, то ли реальную), что основателем их рода был… племянник Чингисхана: «По-русски фамилия Племянников происходит от степени родства – сын брата. На своем смертном одре Чингисхан поделил империю между сыновьями. Младший получил часть Польши и Украины. После его смерти наследником стал не сын, а племянник. Фамилия Племянников так и осталась за нашим родом, даже после того, как он прекратил царствовать».

Родители Брижит сменили гнев на милость, правда, поставили одно условие: будущий муж Брижит должен найти постоянную работу, а не быть на побегушках у режиссеров. Роже пошел работать репортером в журнал «Пари Матч».

19 декабря 1952 года в мэрии 16-го округа Парижа был официально зарегистрирован брак Брижит Бардо и Вадима Племянникова. В паспорте молодой жены теперь была записана новая фамилия: Брижит Племянникова. Венчание наметили на следующий день.

«Итак, вчера я женился на самой хорошенькой девушке Парижа и... провел первую брачную ночь в одиночестве, на софе в гостиной», – напишет потом Роже. А все почему? В конце свадебного ужина в доме Бардо на улице Помп молодые отправились было в спальню. Но отец невесты преградил им дорогу: «Не позволю в моем доме никакого разврата! Только после венчания!» И не позволил Вадиму даже поцеловать Брижит на ночь. Ему и в голову не могло прийти, что у них давно все уже было…

На следующий день обвенчались, и их «любовная лодка» поплыла по волнам парижской жизни. Роже бросил репортерствовать, с головой окунулся в кино. Брижит снималась, на ее счету было уже 16 фильмов, но все они проходили незамеченными. Денег не хватало. Брижит будет так вспоминать о том периоде их жизни: «В те годы мы страшно бедствовали. Ничего у нас не клеилось. Мы познали малоприятные последствия отсутствия денег. Эту усталость безнадежности и повседневную рутину, убивающую любовь, абсурдные ссоры по мелочам. Вадим был готов на все, чтобы заработать хоть немного денег».

Только через четыре года их брака удача повернулась к ним лицом – Роже Вадим снял фильм «И Бог создал женщину…» с Брижит Бардо в главной роли. Ее героиня была свободной, искренней, всегда готовой к полному раскрепощению – словом, той женщиной, о которой мечтали все мужчины, так торопившие наступление сексуальной революции. Подростков на него не пускали – как было принято и в СССР тоже, «детям до шестнадцати» смотреть запрещалось. Фильм назвали скандальным и провокационным, Брижит – «животной и необузданной». Бардо сразу стала суперзвездой не только во Франции, но и в мире. Подумать только, почему еще вчера ее никто не знал? Критики называли режиссера Пигмалионом, газеты, по аналогии с названием фильма, выходили с заголовками: «И Вадим создал Бардо». А он на это отвечал: «Я был всего лишь шлифовщиком, который обработал и подарил миру настоящий алмаз».

Казалось бы, вот оно, счастье, которого они оба так ждали. Но однажды, просматривая отснятый материал, Роже понял: Брижит серьезно влюблена! В своего партнера Жана-Луи Трентиньяна, которого он же и нашел для нее. Бардо не стала этого отрицать. Супруги расстались. Вадим снял Брижит еще в четырех своих картинах. Как говорится, только бизнес – ничего личного: фильмы с участием Брижит Бардо приносили Франции больше дохода, чем экспорт автомобилей.

Впрочем, и добрые личные отношения между ними сохранились. В одном из интервью Бардо признается: «Вадим – это моя семья. Он для меня как кровный родственник!» Хоть они и расстались, Вадим действительно оставался ее «верным русским другом». Она советовалась с ним в самые важные моменты своей жизни: например, влюбилась в Жака Шарье, своего партнера по фильму «Бабетта идет на войну», и звонила бывшему мужу – «жду от Жака ребенка, но так боюсь материнства…» Он терпеливо выслушивал, когда она плакалась ему в жилетку, что-то советовал, поздравлял ее с рождением сына Николя. Оправдывался перед их общими друзьями: «У нее ужасная потребность во внимании…»

В 1973 году Брижит Бардо насовсем уйдет из кино, по собственной воле. А Роже Вадим будет работать над новыми фильмами. И гранить новые бриллианты.

Жениться на каждой

Следующим его открытием стала датчанка Аннет Стройберг. Девушка приехала в Париж из Стокгольма – там отучилась в медицинском лицее, но захотела стать моделью и активно снималась в рекламе пива «Туборг». Впрочем, она быстро поняла, что ее внешность – загорелая блондинка с роскошными волосами, громадными голубыми глазами, длинными ногами и точеной фигурой – подходит не только для пива, но и для кино. Но как попасть на экраны? У 19-летней Аннет был целый план, состоящий всего из двух пунктов. Первый: поехать в Париж, устроиться в известный модельный дом, не ниже, чем «Ги Ларош», выходить на подиум, например, в нарядах Коко Шанель – тогда тебя точно заметят репортеры. Этот пункт она выполнила. Второй пункт ее плана был таким: выйти замуж за режиссера – тогда он будет снимать жену в своих фильмах. Но за кого? Заводила с подружками «наводящие» разговоры, вертелась в киношных кругах и вычислила Роже Вадима. Кандидат достойный: известен, молод, холост. И Аннет принялась за дело. Поехала из Парижа в Сен-Тропе, поближе к тому месту, где жил Вадим. Познакомилась, обаяла, чтобы сделать ему подарок на день рождения, продала свое единственное вечернее платье, не забыв потом рассказать ему об этом. Недаром французы говорят: «Красивая девушка и плохое платье всегда найдут, за что зацепиться».

Он был тронут, влюбился без памяти – такая замечательная девушка! 7 июня 1958 года Роже женился на Аннет и, конечно же, сразу стал снимать ее в своих картинах. Первым стал фильм «Опасные связи» вместе с Жераром Филиппом и Жанной Моро. Вторым – «И умереть от наслаждения». В процессе работы выяснилось: у Аннет нет никакого актерского таланта и, главное, нет желания осваивать профессию. Зато амбиций полно. Позже он вспоминал в своих мемуарах: «Она не переносила, если кого-нибудь показывали на экране дольше, чем ее саму... Маленькая Стройберг, которая еще недавно мыла посуду в придорожном кафе, чтобы иметь карманные деньги, окончательно потеряла голову». Все свои неудачи Аннет приписывала мужу. Роже признается в одном из интервью: «В глазах всего мира она была моим творением, а хотела стать полноправной богиней. Однако профессии богини, как и всякой другой, надо учиться. А она это забывала. Лучше сказать, не понимала».

Зато Аннет хорошо понимала, как можно крепко-накрепко привязать мужа к себе. Она родила дочку Натали, в которой Вадим души не чаял. Правда, сама Аннет оказалась плохой матерью: часто не ночевала дома, постоянно меняла любовников. Малышка Натали постоянно жила с отцом.

Роже терпел, развода не требовал: по французским законам того времени дети всегда оставались с матерью, за исключением случаев добровольного отказа женщины от ребенка.

Следующим его бриллиантом, который он принялся гранить, стала Катрин Денев. Он снял ее в фильмах «Порок и добродетель» и «Сатана там правит бал…». Стать его женой Катрин отказалась, хотя и ждала от него ребенка: Стройберг пригрозила ему, что если он женится, то никогда больше не увидит дочку. Роже Вадим был в растерянности, а Катрин не хотела быть виновницей чьей-то разбитой жизни. К тому же она собиралась уехать на съемки нового фильма: «Очаровательная, сентиментальная картина, что-то вроде мюзикла, забыла, как называется – какие-то зонтики…»